КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СОЮЗ САДОВОДОВ РОССИИ" (РЕСПУБЛИКА МАРИЙ-ЭЛ)
Значительность социальной роли садоводов и огородников определяется следующими факторами:
- свободное от работы по основной специальности время люди затрачивают на личный отдых, оздоровление, уменьшая нагрузку на медицинскую и лечебную инфраструктуру государства; - дети разных возрастов проводят каникулы в деревнях и на дачах, что позволяет им отдыхать активно и с пользой для нравственного и физического здоровья, повышать навыки общения с живой природой и растительным миром. Это особенно важно в условиях отсутствия достаточного числа специализированных детских оздоровительных лагерей и экономической недоступности существующих санаториев для значительной части населения.
Таким образом, можно отметить, что роль "Союза садоводов России" и в частности его республиканского регионального отделения в сегодняшней жизни огромна, и по мере совершенствования правовых и хозяйственных механизмов регулирования данного вида деятельности граждан будет неуклонно возрастать.
Потенциал "Союза садоводов России" как субъекта хозяйственной хозяйственной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции огромен, но к сожалению в настоящее время он используется не более чем на 30% и это обусловлено определенными проблемами.
Вот некоторые из них:
- Проблемы управления и инфраструктурная неразвитость. В настоящее время не существует эффективной модели управления территориальными организациями в субъектах Российской Федерации и республики, при которой произведенный продукт (овощи, фрукты, ягоды) в максимально короткие сроки мог бы доходить до конечного потребителя через существующие сети реализации (сбыта) свежего продукта.
- Отсутствие реальных побудительных мотивов у садоводов-огородников позиционировать свою деятельность как общественную, а не как индивидуальную. Садовод-огородник все проблемы, связанные с содержанием и развитием своего участка решает самостоятельно, опираясь исключительно на свои ресурсы и помощь близких людей. Государство в лице органов местного самоуправления выступает не в качестве партнера, заинтересованного в успехе частника, а лишь как бюрократическая машина. Улучшениекачетсва "дачной жизни" дается людям ценой огромных временных, финансовых и ресурсных затрат. Подвод линии электропередачи, газофикация, ремонт дорог, водоснабжение, транспортное обеспечение и другие усовершенствования инфраструктуры и условий проживания на дачном участке становятся настоящим и крайне затяжным локальным сражением с местной властью.
- Отсутствие четко выстроеной системы государственной поддержки. В настоящее время, несмотря на наличие разработанной законодательной базы и соответствующих инструкций органам исполнительной власти, отвечающих за их реализацию, садоводы-огородники не получают реальной помощи от государства. Именно это можно назвать самой главной причиной того, что потребности россиян в сельскохозяйственной продукции более чем на 80% удовлетворяются за счет импорта.
- Недоступность рынка как розничной точки для индивидуального производителя.
Предлагаемые решения:
- Административно-правовые. Основной задачей является расширение эффективного присутствия в регионе. Создание регионального "Центра инициативы", способного организовать эффективное взаимодействие с местными органами власти и бизнеса по вопросам: - системного планирования объемов роста производства и переработки сельскохозяйственной продукции с приусадебных участков; - оптимизации усилий по развитию региональных программ освоения неиспользуемых земельных угодий; - координация деятельности с фермерскими хозяйствами; - выборы наилучших доступных технологий переработки сельскохозяйственной продукции. Целесообразно приступить к созданию хозяйствующих субъектов в "Союзе Садоводов России", дифференцированных по территориальному признаку. Это могут быть не только потребительские и заготовительные кооперативы, но и специализированные коммерческие компании, созданные местными предпринимателями с целью расширения собственного бизнеса за счет лоббирования "Союзом садоводов России" региональных продовольственных программ на всех уровнях власти с интеграцией хозяйственных субъектов в этот процесс.
- Производственно-технологические. В данном направлении главной задачей является формирование собственной производственной базы, получение земельных участков под развитие производства, налаживание собственных технологий переработки и сбыта готовой продукции "Союза садоводов России". для решения данной задачи будут заключены договоры о сотрудничестве с предпринимателями - членами организации, которые готовы и согласны получить административную поддержку от "Союза садоводов России" для расширения своего уже существующего бизнеса. Такие возможности в Марий Эл есть. Имеется потенциал для создания центра комплексной глубокой переработки дикорастущих и культивируемых растений (грибы, ягоды) на базе группы компаний "Лесная Былина" (г. Йошкар-Ола). Аналога в России нет.
- Финансово-экономические. Реализация под эгидой "Союза садоводов Росии" программ местного и регионального уровня, учитывающих возможности малого и среднего бизнеса и интегрированных в планы социального и экономического развития республики Марий Эл, позволит вовлечь разрозненных производителей (садоводов-огородников) в производственные процессы по выращиванию, заготовке, переработке и сбыту готовой продукции на условиях софинансирования данных проектов бюджетами разных уровней.
- Социальные. Первоочередной задачей является повышение статуса регионального отделения "Союза садоводов России".
Организация взаимодействия регионального отделения "Союза садоводов России" с органами законодательной и системной власти.
Одной из своих важнейших задач "Союз садоводов России" видит решение проблемы административного статуса дачных поселков.
В настоящее время все садоводы и огородники платят земельный налог и налог на имущество, часть из которого поступает в местный бюджет. Однако примеров целевого использования данных средств (например на развитие инфраструктуры дачных поселков) крайне мало.
В рамках данного направления работы необходимо наладить сотрудничество со следующими структурами: - Министерство сельского хозяйства республики Марий Эл (с конечной целью включения в целевые программы); - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (для ускорения процедуры надлежащего оформления земли и имущества в частную собственность граждан); - Министерство экономического развития республики Марий Эл (для формирования условий по поддержке предпринимателей, занятых в сфере производства сельскохозяйственной продукции).
Реализация данной концепции позволит решить социально-значимой задачи: создание благоприятныхусловий для активного отдыха и оздоровления граждан России через трудовую деятельность на своем садово-огородном участке.